Детский сад №109 Детский сад №109 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 109»
Кировского района г. Красноярска; 660094, г. Красноярск, ул. Павлова, 55а;
E-mail: dou109@mail.ru ; Тел. +7 (391) 260-23-83

Логин: Пароль:
 
Скрыть меню  [НОВОСТИ] [КОНТАКТЫ] [ФОТОАЛЬБОМ] [ГОСТЕВАЯ КНИГА] [ФОРУМ] [ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ] [FAQ]

Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные и профессиональные стандарты
Руководство. Педагогический состав
Материально-техническое оснащение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Контакты
Аттестация педагогов
Комплектование
Противодействие коррупции
Инклюзивное образование
Реквизиты для пожертвований граждан и юридических лиц
Нормативные документы
Безопасность
Наши достижения
Партнёрское взаимодействие
Профилактика ДДТТ
Конкурс "Воспитатель года города Красноярска"
Политика учреждения по обработке персональных данных
Вопрос-ответ

Управление образования Кировского района города Красноярска
 


Тема педагогического опыта
«Прозрачное моделирование – современный метод формирования эмоционально – оценочной лексики у детей 5-7 лет».

Актуальность. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры. (ФГОС ДО, п.2.6.) Эмоционально окрашенное слово – важный инструмент общения. Дети с удовольствием рассказы­вают взрослым или сверстникам  о том, что увидели, или пережили сами. Значительное место в таких рассказах занимает эмоционально – оценочная лексика, которая является средством выражения  личных чувств, эмоциональных переживаний, выражения личного, субъективного отношения ребенка к предмету высказывания или  ситуации.

Но бедность словаря, отсутствие нужного слова в словарном багаже, приводит к использованию дошкольниками нейтральной лексики, придавая ей эмоциональную значимость мимикой и интонацией.

Отсюда вытекает необходимость не только расширять словарь эмоционально – оценочной семантики, но и развивать точность словоупотребления и понимания смысловых оттенков значений этих слов.

Ведущие специалисты дошкольного воспитания справедливо подчёркивали, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В дошкольной педагогике инструментом познания может стать модель. Доступность моделирования дошкольникам отмечалась и в исследованиях Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина.

Новизна. Прозрачные модели является творческой находкой автора. Отличие от моделей, используемых в практике педагогами дошкольниками  (И.Ю. Кондратенко), прозрачные модели не только помогают усвоить, но и осознать дошкольниками особенность данной группы слов, наглядно демонстрируют, как происходит отбор  субъектом речи данной лексики. Основной принцип работы с пособием заключается в наложении прозрачной модели на рабочую карточку.  

                            


                                                                                                                                                                                 

Уникальность. Уникальность прозрачных моделей состоит в возможности использовании их в дидактических играх и таким образом визуализировать процесс расширения и активизации в речи дошкольников слов с эмоционально – оценочным значением. Данные модели позволяют работать не только с отдельным словом, но и словосочетанием, предложением, в также являются стимулами – помощниками в овладении детьми связной речи.

Прозрачное моделирование, используемое мной в практике, реализует принципы развивающего обучения, соответствует требованиям ФГОС ДО (п.3.2.5):

- способствует переводу речевых навыков из «зоны ближайшего развития» в «зону актуального развития»;

- позволяют дошкольнику «экспериментировать» со словом, активизируя речевую деятельность, сохраняя при этом интерес к занятию за счёт яркости, необычности (прозрачности) материала;

- обеспечивают гармоничное развитие личности ребенка, мотивацию и индивидуальные способности в различных видах деятельности (игра, общение, продуктивная деятельность, приобщение к труду и пр.) и осуществляет интеграцию образовательных областей:

Речевое развитие – основная область, в которой реализуются возможности прозрачных моделей.

 Художественно-эстетическому развитию способствует возможность использовать прозрачные модели при прослушивании музыкальных произведений, просмотре произведений искусства, проявлять творчество при создании образов.

Познавательному развитию способствуют задания, побуждающие «включения» воображения и творческой активности с рабочими карточками (рабочие карточки  соответствуют комплексно – тематическому планированию).

Социально – коммуникативному развитию способствуют общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками во время игры.

Действия с дидактическим материалом развивает мелкую моторику, использование игрового сюжета (сюжетом  служит тематика рабочих карточек) во время физкультминутки благотворно влияет на развитие физической активности детей и позитивному настрою на продолжение занятия.

Разнообразие материала позволяет организовывать различные формы детской деятельности: индивидуальная работа, работа с парами, подгруппами детей.

Практическая значимость. Добывая информацию методом наглядного моделирования через представленные модели, дети в игровой форме расширяют активный словарь; задумываются над смыслом слова, над точностью словоупотребления, над смысловым оттенком слова; сознательно отбирают слова для самостоятельного высказывания.    

Цель: Обогащение речи детей эмоционально – оценочной лексикой, уточнение и закрепление правильного понимания  смысловых оттенков данной категории слов.

Задачи:

  • Обогащать речь детей эмоционально-оценочной лексикой.
  • На основе формирования обобщенных представлений об эмоциях, чувствах,

нравственных качествах, расширять семантические связи слов эмоциональной оценки с другими лексическими единицами.

  • Формировать умение использовать эмоционально-оценочную лексику в речевой

практике, в общении со взрослыми и сверстниками.

 Реализация педагогического опыта:

 I этап (подготовительный) – создание эмоционально – положительной атмосферы в группе, формирование у дошкольников интереса к общению, привлечение внимания к эмоционально –  оценочной лексике в художественных произведениях.

      II этапа – обогащение речи детей эмоционально – оценочной лексикой на основе формирования обобщенных представлений об эмоциях, чувствах, нравственных качествах, установление взаимосвязи слов эмоциональной оценки с другими лексическими единицами языка.

      III этап включение эмоционально – оценочной лексики в речь детей, формирование умения использовать ее для решения разнообразных коммуникативных задач.

Результаты: Наблюдения показали, что использование в практике игр, упражнений и творческих заданий с прозрачными моделями даёт положительный эффект:

-У дошкольников повышается чувство заинтересованности, удовлетворение своими ответами, проявляется интерес к речи как к особому объекту познания.

- Отмечается увеличение активного словаря, употребление слов с эмоциональным и оценочным значением в общении с взрослыми и сверстниками.



 Визитная карточка СМОТРЕТЬ

Педагогическая находка: "Речевое экспериментирование. Наше настроение и окружающий нас мир" Смотреть


    

    





Методическая копилка смотреть


Детский сад №109; 660094, г. Красноярск, ул. Павлова, 55а; E-mail: dou109@mail.ru ; Тел. +7 (391) 260-23-83